Гелевые аккумуляторы технические характеристики которых поражают, это в общем-то, такие же свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, но с рядом мелких оговорок, которые влекут за собой огромнейшие выгоды. В ней также есть пластины, электролит и так далее. Но основное отличие в том, что электролит, как можно догадаться, не в жидком виде, а в гелевой консистенции. Из этого обстоятельства вытекают другие.
Типы гелевых аккумуляторов
Во-первых, это Гелевые электролиты Gelled Electrolyte (GEL), технология, при которой гелевого состояния добиваются путем добавления в электролит соединений кремния. Во-вторых, есть Электролиты на стеклянной подложке Absorbent Glass Mat (AGM), самая популярная на сегодня технология изготовления – электролит заполняется наполнителем, состоящим из пористого стекловолокна (получается, что гелевая консистенция добивается чисто физически, а не химическим способом).
Вообще впервые подобные технологии появились уже давно, но стали применяться лишь с началом освоения космоса. Гелевые аккумуляторы характеристики которых явно превосходят таковые у традиционных аккумуляторных батарей, стали незаменимы при полетах. Основное неудобство обычных свинцово-кислотных батарей в таких ситуациях это их жидкий электролит. Он может вытечь, он болтыхается, жидкий электролит в процессе работы меняется свою плотность. Напротив, гелевые аккумуляторы характеристики имеют совсем другие.
Достоинства гелевых аккумуляторов
Гелевая батарея может работать в любом положении, её можно переворачивать – гель не будет растекаться по банке. Гелевая батарея не станет течь, если её пробить – а такую возможность всегда нужно учитывать. А также такие батареи имеют выше ток и емкость.
В обычных аккумуляторных батареях свинец и серная кислота активно взаимодействуют. В процессе работы кислота уходит, а выделяется вода.
AGM Гелевая АКБ
Гелевая аккумуляторная батарея, сделанная по технологии электролитов на стеклянной подложке Absorbent Glass Mat (AGM).
Батареи на основе жидкого электролита страдают обильным выделением газа, что также ограничивает их применение. В гелевом же электролите газ не выходит на поверхность, он концентрируется в порах геля и никуда не движется, не создает опасности.
AGM-аккумуляторы, это, строго говоря, больше жидкостные аккумуляторы, и лишь применение тончайшего стекловолокна физически придает необходимую консистенцию. Электролит в таких аккумуляторах содержится в специальных сепараторах, которые надежно отделяют пластины друг от друга. Корпус такой батареи полностью герметичен, не требует обслуживания. Такую батарею можно ставить в любое положение, не опасаясь за её работу. Даже при сквозном пробое, разломе батареи электролит из нее не вытечет.
В то же время гелевые Absorptive Glass Mat батареи не восприимчивы к изменениям температуры окружающей среды. Также, что очень важно, такие батареи не боятся глубоких разрядов, имеют в разы большее количество циклов заряд-разряд. Вообще гелевые аккумуляторы при правильной эксплуатации вполне могут служить более 10 лет! Они не боятся вибраций, не боятся холода, кажется, что они просто идеальны. Однако есть и нюансы.
AGM-аккумуляторы боятся перезаряда. Это их слабое место. При перезаряде их срок службы стремительно сокращается. Это обстоятельство выдвигает повышенные требования к бортовой электронике автомобиля, на котором будет служить гелевая батарея. Генератор должен быть исправен, ремень всегда должен быть натянут. Именно из-за чувствительности к перезаряду долгое время такие аккумуляторы не применялись в автомобилях. Однако прогресс не стоит на месте, и серьезно выросла как надежность самих батарей, так и качество бортовой электроники автомобиля.
А вот глубокого разряда такие батареи не боятся вообще. Напряжение в 10 В для них можно считать нормальным, ничего плохого при этом не происходит. Это обусловлено тем, что электролит не испаряется, а пластины не высыхают и не окисляются. При таком низком напряжении гелевая батарея гарантировано выдержит около полутысячи циклов заряд-разряд, тогда как свинцовая традиционная батарея откажет после нескольких десятков таких циклов в режиме глубокого разряда. По этому параметру гелевые батареи не имеют себе равных.
Гелевые аккумуляторы технические характеристики которых разительно лучше аналогов, к тому же имеют компактные габариты – за счет плотной компоновки. Производятся батареи как с плоскими пластинами, так и со спиральными. Если с первым вариантов все понятно, то второй вызывает интерес. Спиральная компоновка стала применяться не так давно. В таков варианте пластина изготовляется в форме спирали, а между стенками спирали помещается сепаратор – стекловолокно, пропитанное электролитом.
Спиральные пластины феноменально повышают площадь взаимодействия. Токи в таких аккумуляторах чрезвычайно высоки. В некоторых батареях Varta, например, выходной ток составляет около 700 А. У других производителей этот показатель доходит до 800 А и выше! А вот сопротивление таких батарей чрезвычайно мало – меньше 5 мОм. По отдаче тока такие батареи ближе скорее к конденсаторам, чем к привычным АКБ.
Все эти качества делают гелевую батарею незаменимой для раллийных автомобилей, для суровых условий эксплуатации, где требуется надежность и высокие токи. Также такая батарея будет настоящей находкой при построении мощной аудиосистемы. Такие батареи не выделяют газа, они компактны – их можно размещать ближе к усилителю, прямо в салоне. Тем самым Вы отстранитесь от потерь в кабелях, и упрощаете общую компоновку системы. На данный момент на практике у гелевых АКБ серьезный недостаток лишь один – высокая цена.